ГРАБЕЖ
РОДИТЕЛИ ЗА ВСЁ ЗАПЛАТЯТ
Во внесенном в Госдуму правительством страны законопроекте об образовании предусмотрены нормы, де-факто дающие муниципалитету монопольное положение на рынке служб полнодневного пребывания дошкольника и одновременно уничтожающие общедоступность муниципальных детских садов полного дня
После принятия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января следующего года в России дошкольное образование останется общедоступным, но только в собственной семье и в группах кратковременного пребывания детских садов.
Правительственный законопроект отменяет положение, по которому родители могут вносить оплату за содержание ребенка (присмотр и уход за ним) в детском саду в размере не более 20% от общих затрат муниципалитета. Однако нововведениями в 66-й и 68-й статьях законопроекта власти – нет, не отменяют конституционный принцип доступности дошкольного образования в муниципальных детских садах, но переворачивают его с ног на голову.
Сейчас в среднем по России финансирование образовательной услуги, по данным Комитета ГД РФ по образованию, составляет порядка 7000-8000 рублей в год на ребенка. В различных городах страны стоимость услуг по содержанию (присмотру и уходу) детей в муниципальных детских садах колеблется от 4000 до 12000 рублей в месяц. Родители платят 10-20% от этой суммы и потом получают компенсацию от муниципалитета – 20% от уплаченной ими суммы на первого ребенка, 50% на второго и 70% на третьего и последующего детей.
66-я статья законопроекта вводит не обязанность, а право детского сада оказывать услуги по присмотру и уходу, в которые, по мнению авторов законопроекта, входят услуги, направленные на организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также на организацию режима дня, то есть все, что не входит в непосредственно образовательную услугу. Таким образом, услуги по присмотру и уходу за ребенком в саду становятся полностью оплачиваемыми родителями исходя из их рыночной стоимости. Стоимость такой услуги рассчитывается муниципалитетом с учетом материального положения родителей (законных представителей) обучающихся, если муниципалитет это вообще пожелает учесть. Механизм такого учета в законопроекте ожидаемо не прописан. Иначе говоря, все будут решать платежеспособность клиента и совесть чиновника – в условиях все увеличивающейся очереди в садики, превышающей уже 2 млн. человек (между прочим, еще около 4,5 млн. дошколят, не посещающих детсады, или где-то 40%, в очередях почему-то вообще не значится), ставшая, по мнению российских родителей, архаичным понятием.
Правда, как и прежде, родителям будет предоставляться, используя рыночную терминологию, скидка в виде последующей компенсации в 20, 50 и 70%. (Родители детей с ограниченными возможностями от платы за сад будут освобождены.) Но раньше было и минимум в 5, а для многодетных семей – в 10 раз дешевле…
Такое видение правительством решения местной проблемы финансирования присмотра и ухода за ребенком в детском саду вполне может предположить и введение вступительного взноса «на одеяла и полотенца», который зачастую сопутствует сейчас зачислению детей в частные дошкольные группы. Трудно спрогнозировать, во сколько он может обойтись родителям. Если муниципалитетом будет введен единый «ценник» взноса на всей территории города или муниципального района, то это вполне будет соответствовать понятию равного для всех доступа к дошкольному образованию на бесплатной основе: плата за образование ведь не вводится, условия для поступления в сад одинаковы для всех…
В любом случае муниципалитет получит возможность устанавливать никем не контролируемые собственные правила игры на рынке услуг по присмотру и уходу за детьми и поэтому будет исходить в своей деятельности исключительно для извлечения выгоды – как учредитель детских садов. Наивно надеяться, что в таких условиях местные власти будут помогать конкурирующему с ними бизнес-сообществу в развитии частного сектора услуг по присмотру и уходу за воспитанниками. Хорошо, если ограничатся отсутствием к ним внимания…
На сегодняшний день муниципалитеты, будучи не в силах справиться с все возрастающим спросом на полнодневный детский сад, практически повсеместно вводят местечковые «льготы» при поступлении в сад для детей работников местной сферы образования и здравоохранения, предприятий-спонсоров капитального ремонта дошкольных организаций, местных администраций и т.п., а также прописывают себе право отказывать на основании отсутствия свободных мест. Это незаконно и противоречит федеральным правилам приема в детские сады, что позволяет сейчас родителям с прокуратурой примерно в 20 регионах страны выигрывать суды у муниципалитетов и заставлять их вводить новые места. Впрочем, еще в 25-30 регионах прокуратуры на жалобы родителей реагируют очень вяло, а суды в первых инстанциях незаконно отказывают родителям и прокурорам в удовлетворении их исковых требований о зачислении ребенка в сад под предлогом «ваша очередь еще не наступила», то есть фактически из-за отсутствия мест.
С принятием правительственной редакции законопроекта отстоять право своего ребенка на место в группе полного дня родителям в суде будет в принципе невозможно. Дело в том, что 68-я статья проекта закона, наконец, устанавливает законное право детского сада (и, кстати, школы – тоже) и его учредителя отказать ребенку в приеме, если в нем нет свободных мест. Правда, родители вправе обратиться в муниципалитет за предоставлением места в другом садике, но решить этот вопрос чиновники законопроектом вовсе не обязуются. Словом, очередь в детские сады будет узаконена.
Именно это и возмущает родителей больше всего. С принятием такой нормы нарушается целый букет прав детей и родителей: на выбор образовательного учреждения, формы обучения, на равенство прав на образование с другими детьми, на получение от матери содержания, матери – на равных использовать свои способности к труду с остальными работниками…
Кроме того, законопроект в 65-й статье вводит возможность открытия «консультационных центров» в детских садах для оказания «бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования». Таким образом, формально родители могут получить всю необходимую помощь от государства для предоставления ребенку дошкольного образования. Правда, в тех формах, которые по сути выберут не они, а государство.
Совокупность всех этих событий в законотворчестве Правительства заключает в себе не только крест на всеобщей доступности социальных служб по ежедневному 12-часовому присмотру и уходу за детьми, пока их родители на работе, но и просто колоссальную коррупционную составляющую. Муниципалитет, имея заведомо выигрышное положение в ресурсах, инфраструктуре и на 25-30% неудовлетворенный спрос, «на танке» – в положении практически монополиста – врывается в пространство рынка услуг служб по присмотру и уходу за детьми во время нахождения на работе их родителей. При этом муниципалитеты никак не будут ограничены в определении цены за эти услуги, кроме как, судя по законопроекту, туманным «учетом материального положения» родителей.
Как можно вычислить из справки к финансово-экономическому обоснованию законопроекта, в 2011 году общий объем стоимости услуг по присмотру и уходу в муниципальных детсадах России составлял почти 220 млрд. рублей. С учетом того, что дошкольные организации будут вынуждены зарабатывать деньги, нетрудно предположить, что этот объем может быть искусственно увеличен до 2 раз, да еще и ежегодно будет индексироваться «с учетом инфляции». Судя по всему, кресло начальника местного управления образования может перейти (а где-то, возможно, уже перешло) от профессионального педагога с организаторскими навыками к «крепкому хозяйственнику» с, надо полагать, тугим кошельком… Трудно ожидать от местных органов управления образованием в таком случае именно управления образованием. Муниципалитеты будут успешно находить среди властей регионов лоббистов своих интересов выкачать с родителей деньги: только сумасшедший может отказаться от такого упавшего, можно сказать, с неба прямо в руки лакомого куска и ликвидировать превышение спроса над предложением, как, в общем-то, быть дóлжно при хоть какой-то социальной ответственности власти. Отговорка будет испытанная: недостаток бюджетных средств у региона. Да и родители по этому поводу никаких иллюзий уже давным-давно не питают.
С вводом положения о праве отказа в приеме в детский сад на основании отсутствия свободных мест и вступлением муниципалитетов на рынок услуг по присмотру и уходу за детьми регионы могут свернуть программы ввода новых детских садов полного дня «до лучших времен» (читай: навсегда) либо вместо создания новых групп полнодневного пребывания, столь необходимых матерям для устройства на полноценную работу или ее возобновления после 1,5-летнего отпуска по уходу за ребенком, в массовом порядке в обиход будет введена группа кратковременного пребывания (ГКП), на бумаге закрывающая потребность в местах и даже создающая видимость отсутствия их дефицита. В таком ключе под маской развития вариативных образовательных форм уже сейчас работают в Томске, Барнауле, Екатеринбурге и ряде других городов: там есть свободные места в ГКП, но в группу полного дня муниципального садика можно попасть, если ты не льготник, только спустя 3-4 года после постановки в очередь.
Таким образом, формально дошкольное образование в детских садах остается общедоступным и бесплатным, но получение его в полных и особенно неполных семьях, где родители вынуждены работать для того, чтобы прокормить семью, сопряжено либо с потерей ими работы, либо с крайне чувствительными затратами на никак не отделимые от дошкольного образования присмотр и уход за ребенком. Насущная необходимость в детском саду 12-часового пребывания станет дорогим удовольствием.
(Между прочим, давно уже не удивителен родительский ропот относительно льготного права поступления в сад детям служащих в судебных и правоохранительных структурах, давно уже вышедших из положения «бедных родственников» – судей, прокуроров, полицейских и военных.)
В связи с этим, конечно, любопытно будет проследить за эволюцией Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Сейчас по этим требованиям образовательная составляющая времени в группах полного дня – 65-80% в зависимости от возраста ребенка, т.е., грубо говоря, ребенок не «образовывается» только во время сна и прогулки. Однако собственно обучение составляет 10-60 минут в день, о чем всегда, как и сейчас, не преминут напомнить власти «обнаглевшим» родителям, возмущающимся долгим ожиданием в очереди места в садике. В Калужской области «группы кратковременного пребывания» уже действуют 40 минут в день (на бумаге – 3 часа), причем не каждый – в нарушение федеральных норм. На свердловских форумах мелькала информация, что в Верхней Пышме есть и 10-минутные группы. Раз уж у нас за 3 месяца изменили принятые было СанПиНы в сторону «уплотнения» детсадовских групп, почему бы не снизить требования и к образовательной программе в части времени на ее осуществление? Было бы желание, а за «мнением профессионалов» с учеными степенями в оправдание дело не станет.
Получается, что правительственный законопроект направлен в сфере дошкольного образования не на удовлетворение общественной потребности в общедоступном и бесплатном дошкольном образовании во всем его вариативно-организационном разнообразии, то есть не на реализацию интересов общества в форме гарантированного конституцией уровня и формы образования, а на обогащение отдельной группы лиц, получивших власть и возможность фактически бесконтрольно, по своему усмотрению залезать в семейные и государственные бюджеты. А кому не нравится – Шереметьево близко, как однажды заявил ошеломленным родителям один чиновник местного уровня из Калужской области…
Отсутствие свободных мест в образовательных учреждениях общего образования (к которому будет относиться и дошкольное) по версии правительства становится законным обстоятельством для реализации детьми своего права на такое образование. Это прямо противоречит 19-й статье Конституции, по которой никакие обстоятельства не могут служить препятствием для осуществления кем-либо своих законных, а тем более конституционных прав, и части 2 статьи 6 самого законопроекта.
Осуществление каждым ребенком своего права на общедоступное бесплатное дошкольное образование не может нарушать чьего-либо такого же права, поэтому введение федеральным законом ограничения на осуществление этого права в детских садах именно на основании отсутствия свободных мест также прямо нарушает и часть 3 статьи 55 Конституции.
Ответом населения на этот вызов властей, конечно, станет уменьшение рождаемости.
Представителями общественного родительского движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» («РДДДО») уже передана в комиссию по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации новая редакция статей 66 и 68, в которой в интересах детей и их родителей устанавливается обязанность муниципалитетов осуществлять присмотр и уход за детьми при их нахождении в образовательной группе свыше 4 часов, сохраняется действующее положение о только лишь 1/5 или 1/10 части стоимости за услугу присмотра и ухода, вносимой родителями, а также утверждается обязанность муниципалитета немедленно обеспечить ребенка местом в учреждении общего образования в том числе исходя из действующих норм пешеходной доступности, если в выбранном его родителями образовательном учреждении нет свободных мест. Данные предложения будут переданы Общественной палатой, в свою очередь, в Госдуму перед вторым чтением законопроекта.
Участники движения готовят масштабные акции протеста и сбор подписей против введения «правительственной» редакции описанных норм законопроекта.
Кирилл ДРУЖИНИН,
активист движения «РДДДО», эксперт комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, отец двоих детей 5 и 6 лет
Основные нововведения законопроекта:
Внесенный Правительством России в Госдуму РФ законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» фактически уничтожает конституционную гарантию общедоступности и бесплатности дошкольного образования,
Основные нововведения законопроекта:
Вопреки решению Конституционного суда дошкольное образование разделено на истинное образование (оценено в 34% от суммы затрат) и присмотр и уход
Услуги по присмотру и уходу (пока 66% общих затрат) оплачиваются родителями в полном объеме по рыночным ценам. Не сразу, а по мере привыкания родителей.
Отменено ограничение родительской платы в 20% (для многодетных – не более 10%) от суммы затрат.
В детсадах в праве не оказывать услуги по присмотру и уходу. Группы ГКП на 15 минут не каждый день, семейное воспитание и да же консультации по воспитанию ребенка приравниваются к получению доступного и бесплатного дошкольного образования.
Муниципалитет НЕ обязан предоставлять 10-12 часовой детсад полного дня.
Муниципалитет вправе отказать в детсаде, если нет места.
Все вместе это означает, что родительская плата в муниципальных детсадах вырастет в 5-10 раз как минимум, а при отсутствии конкурентов по цене, вырастут и цены в частных детсадах .
Муниципалитет, как учредитель дошкольных образовательных учреждений становится монополистом и фактически никому не подконтролен в установлении как правил игры на рынке, так и установлении цен. Такие нововведения также несут в себе колоссальную коррупционную составляющую.
Для наименее социально защищенных семей (семьи социального риска, неполные семьи) детский сад полного дня станет недоступен.