Эксперты Общественной палаты РФ: "уплотнительные" изменения в СанПиНы принципиально ухудшают условия и для детей, и для воспитателей
Подготовлено экспертами Общественной палаты РФ, 20.01.2011
Серьезные недостатки новых, 20 декабря 2010 г., санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
20 декабря 2010 года Постановлением № 164 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации были утверждены СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», пунктом 5 которого уровень наполняемости групп ставится в зависимость от площади группы. Так, в Постановлении сказано, что «количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка».
Одновременно с этим, пунктом 6 указанного Постановления из СанПиН исключено понятие предельной наполняемости групп. Таким образом, если ранее для детей 3-7 лет максимальное количество детей в группе было определено в 20 человек (при этом указывалось, что оптимальным количеством является 15 человек), а для разновозрастных групп - не более 10 человек (при наличии в группе детей любых трех возрастов детей 3-7 лет) или 15 (при наличии в группе двух возрастов детей 3-7 лет), то теперь эти нормы исключены.
Считаем, что данное Постановление является непродуманным, непроработанным, принятым поспешно и без проведения соответствующей экспертизы. В существующем виде Постановление позволит на законодательном уровне закрепить значительное ухудшение положение детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Помимо этого, данное Постановление также ухудшает положение сотрудников дошкольного учреждения. Так, исключенные из СанПиН пределы наполняемости групп и, как следствие, увеличение числа детей в группах, могут привести к ухудшению условий труда сотрудников дошкольных учреждений. Представляется целесообразным, чтобы подобные изменения, фактически представляющие из себя изменение трудового Договора, были предварительно согласованы с профсоюзом работников образования.
Возможно, столь поспешное принятие данного Постановление было вызвано необходимостью ликвидировать существующие очереди в дошкольные учреждения и повысить наполняемость детских садов за счет существующих внутренних резервов. На наш взгляд, такой примитивный подход к решению остро стоящей проблемы может привести к оттоку профессионалов из системы дошкольного образования и, как к следствие, к ее дискредитации и развалу в обозримой перспективе. Логично вытекающий из постановления Роспотребнадзора механизм ликвидации очередей в дошкольные учреждения сродни вырубке яблонь для сбора рекордного урожая в текущем году.
Помимо прочего, внесенные в СаНПиН изменения вступают в прямое противоречие с действующим Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении". Противоречие заключается в том, что пунктом 32 Постановления Правительства зафиксирована предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрасту, а новейшие изменения СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливают зависимость наполняемости группы от групповой (игровой) площади.
Считаем необходимым обратить внимание на то, что СанПиН 2.4.1.2660-10 не должен противоречить акту, имеющему более высокую по сравнению с ним юридическую силу – указанному постановлению Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
Изменения СанПиН 2.4.1.2660-10 не включают понятие «предельная наполняемость группы», что, по сути, снимет ограничение на количество детей в группе и может привести к нарушению государственного образовательного стандарта, реализацию не в полном объеме образовательных программ и ухудшение качества их реализации.
Несомненно, проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях необходимо решать. Но решать ее надо не методами, которые могут привести к значительному ухудшению положения детей, посещающих дошкольные учреждения, к ухудшению условий труда сотрудников данных учреждений.
В связи с изложенным, просим приостановить действие Постановления № 164 от 20.12.2010 и направить его на доработку для приведения в соответствие с федеральным законодательством и соответствующими нормативными подзаконными актами.
См. также: Приложение 1 – Расшифровка последствий изменений в СанПиНах дошкольных образовательных учреждений, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164 и Приложение 2 - следующее этими СаНпиНами Приказ руководителя Департамента образования г.Москвы от 28 декабря 2010 года № 2108 – с пояснением (Приложение 2).
Приложение 1.
Было - предусмотрена максимальная наполняемость групп (п.1.10.1, 1.10.2)- СаНПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - утверждены постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ от 22 июля 2010 № 91:
1.10. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из их предельной наполняемости:
1.10.1. Для ясельного возраста:
• …….
• от 1 года до 3 лет – не более 15 человек;
• ………..
1.10.2. Для дошкольного возраста:
• для детей 3-7 лет – не более 20 человек (оптимальная – 15 человек);
• разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) – не более 10 человек;
• при наличии в группе детей любых двух возрастов (3-7 лет) – не более 20 человек (оптимальная – 15 человек).
Плюсы:
1. Для детей данного возраста это оптимально.
2. Они быстро утомляются от большого количества людей;
3. У детей адаптационный период, требуется внимание к каждому ребенку;
4. Вся деятельность построена на игре и в игровой форме, будь-то приучение к горшку или сбор пирамидки.
5. В этом возрасте дети могут удерживать внимание только в течение 5-7 минут (на этом всегда, во все года строились игры-занятия с детьми). Поэтому большее кол-во народу педагогу не осилить. Следовательно, при отмене этих пунктов мы сразу лишимся индивидуального подхода к каждому ребенку
6. Дети с 3-х летнего возраста начинают приобретать навыки готовности к школе. Это деятельность всего дня, в которой задействован каждый ребенок Игры-занятия несут в себе задачу развить умение разбираться в количестве предметов (вычленение из множества- один), развить умение различать цвета, геометрические фигуры, развить умение слушать и слышать педагога и выполнять поставленные задания. На это все детям 3-4 лет дается не более 15 минут, детям 4-5 лет- не более 20 минут, детям 5-6 лет- не более 25 минут и детям 6-7 лет- не более 30 минут. Это подчеркивается в п.17 нового СанПиН. Давать больше времени не имеет смысла, так как дети устанут и не смогут воспринимать информацию, даже при наличии 2-4 физминуток.
7. Педагог обязан следить за осанкой ребенка, за правильностью держания карандаша, вовремя похвалить и исправить ошибки. При этом ошибку ребенок должен найти сам (учим элементарно анализировать свои поступки). При большем количестве детей за 15-30 минут для разных возрастов мы получим либо фикцию занятия, либо занятия с избранными любимчиками.
Стало - наполняемость групп ставится в зависимость от метража: больше метров - больше детей, без ограничений (20 декабря 2010 года Постановлением № 164 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации были утверждены СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
"5. Пункт 1.10 изложить в следующей редакции:
"Количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей
направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой)
- для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в
дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка".
6. Пункты 1.10.1 и 1.10.2 исключить".
К чему это приведет:
1. Большое количество детей в группе ведет к их быстрому переутомлению и, как следствие, к развитию неврозов.
2. Увеличение детей в одном помещении неминуемо приведет к распространению различных инфекционных заболеваний,
3. Больше 25 детей в группе приведет к переутомлению педагога, к снижению внимания и, как следствие, участится детский травматизм.
4. Рост детского травматизма ведет за собой уголовную ответственность педагога.
5. Увеличившаяся нагрузка, помноженная на то, что работа педагога и так является низкооплачиваемой, приведет к оттоку квалифицированных кадров.
6. С увеличением численности детей в группе не приходится говорить об общеразвивающей направленности. Пример: если групповое помещение составляет 70 кв. метров- следовательно, будет 35 детей (в реальности заставят принять больше). Следовательно, педагог на занятии не сможет у половины детей проверить объем усвоенных знаний
7. Вместимость детей без учета мебели приведет к ликвидации развивающей среды- игровой, художественно-эстетической, спортивно- оздоровительной, резко снизит возможности для самостоятельной деятельности детей.
8. Индивидуальный подход к развитию каждого ребенка станет невозможен.
9. Образовательная деятельность станет невозможной, т.к. в большой группе за 5-10 минут занятия невозможно уделить внимание каждому и исправить ошибки.
10. Труд ввели, но ухаживать детям уже не за кем (детские сады вынуждены ликвидировать аквариумы, высокие цветы, живность). Специальных помещений для этого нет.
Приложение 2
28 декабря 2010 года, № 2108 - Приказ руководителя Департамента образования г.Москвы Об использовании помещений групповых ячеек государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования -
"1.2. Рассмотреть возможность использования новых форм дошкольного образования (в том числе групп кратковременного пребывания) в помещениях, не являющихся групповыми ячейками и имеющих площадь, достаточную для таких форм работы".
Расшифровка
Для организации детского пребывания в помещении необходим туалет и рукомойник. Предлагается под группы кратковременного пребывания использовать музыкальные залы (если они есть), кабинеты методистов/старших воспитателей, физкультурные залы. Дети справлять естественную нужду будут в туалете для взрослых, куда имеют доступ родители (или законные представители), у которых никто не требует медицинских книжек. Даже если в данном туалете будут сантиметры для установки детского унитаза (для каждого ребенка предусмотреть персональные сиденья накладки), никто не даст гарантию, что персональной накладкой не воспользуется кто-то из взрослых посетителей детского сада. Непонятно, кто будет присматривать за детьми, когда воспитатель (а он будет один) поведет маленького воспитанника в туалет и будет его дожидаться. Либо, всех сразу принудительно ведут к одному унитазу и заставляют писать по звонку, независимо от потребностей.
Во многих детских садах физкультурные залы не предусмотрены типовым проектом и располагаются в групповом помещении (т.е., формально, помещение используется не по назначению). Поэтому физкультурные залы будут закрыты или перенесены в музыкальный зал. Функционирование одного помещения при огромном количестве детей делает невозможным выполнение одной из задач воспитания (придется сделать выбор между художественно- эстетическим и физкультурно-оздоровительным). Также, согласно Приказу, должны быть ликвидированы центры по оздоровлению детей, в которых ведется большая, успешная, прошедшая испытание временем работа по поддержанию здоровья детей (снижение уровня заболеваемости подтверждается статистическими данными).
К сожалению геноцид против
К сожалению геноцид против собственного народа докатился уже и до Детских дошкольных учреждений. Правильно, бороться с народом надо начинать с самого юного возраста! А давайте сразу аборты начнем делать принудительно, что бы мы не размножались?!
Дык и так не размножаемся
Дык и так не размножаемся уже... Первый ребенок - это инстинкт, от которого никуда не денешься. О втором ребенке уже очень и очень сильно задумаешься... Это государство вообще недостойно того, чтобы рожать ему новых граждан.
Если бы хоть заткнулись и молчали о повышении рождаемости - так и скажите: ваши дети - ваша проблема. Так нет же, от медвепутов только и слышишь, как они о демографии заботятся!
Что-то я не видела в садах
Что-то я не видела в садах групп по 70 метров, метров 45 - это максимум, что там есть, и уже 25 человек детей.. По-моему, если все делать точно по закону, то должно произойти не уплотнение, а как раз наоборот...
Тот, кто придумал такие
Тот, кто придумал такие "Санитарные правила" вообще в детском саду когда-нибудь бывали?! Так пусть придут и поработают с 35-40 детьми, да научат всему, в соответствии с госстандартом дошкольного образования! Такое впечатление, что кто-то намеренно делает всё, чтобы наши здоровые дети стали нервными, ослабленными и недоразвитыми!!! У меня просто нет слов от возмущения, что о воспитателях вообще никто и речи не ведёт?! Да кто у них будет работать за 6000 рублей в месяц, нести такую ответственность за двойную норму количества детей в группах. Молодёжь уже не идёт работать в детские сады, т.к. на нищенскую зарплату воспитателей невозможно нормально жить. Оставшиеся пенсионеры, энтузиасты тоже уйдут и кто же будет воспитывать наших детей???