Ответить на комментарий
РДДДО: Как решить ключевые проблемы дошкольного образования в Новосибирской области к концу 2013 года?
Втр, 03/04/2012 - 10:26Всего в Новосибирской области сегодня, по данным замминистра образования, науки и инновационной политики НСО Александра Флека, в очереди стоят порядка 30 тыс. детей, из которых на Новосибирск приходится порядка 20 тыс. (речь идёт только о нуждающихся в детсадах уже вчера, всего же вставших в очередь на данный момент - около 70 и 47 тысяч детей соответственно, и эта очередь, как и прогнозировало движение РДДДО на основе анализа действующей программы, продолжает увеличиваться).
Что скрывается за этими цифрами: дети не получают необходимого дошкольного образования, их мамы не могут выйти на работу, доходы семей падают. А вслед за ними падает и рождаемость, потому что многие пары просто боятся заводить второго ребенка. Предлагаемый активистами общественной организации "Российским детям - доступное дошкольное образование" комплекс мер позволит существенно улучшить ситуацию уже в ближайшие два года.
Детские сады – не роскошь, а приоритет социальной политики!
1. Необходима тщательная проверка гражданами бюджетных расходов в этой сфере.
Публикация детальных смет по строительству и ремонту детских садов (содержащих ссылку на конкурс, цену каждого типа материалов и количество единиц каждого типа, цену каждого вида работ).
Одновременно с этим – надо провести аудит затрат на эксплуатацию и оснащение работающих детских садов, чтобы все расходы стали «прозрачными» до последнего рубля.
По итогам такой проверки неизбежно возникнут варианты «оптимизации» расходов, что позволит высвободить дополнительные средства для реализации других пунктов нашей программы.
2. Доработать механизм существующей «электронной очереди».
Информации, размещенной на сайте
1) прогноз даты выделения ребёнку путевки в детский сад;
2) отображение всей истории изменения очереди ребёнка и впереди стоящих детей (сегодня видна только текущая ситуация, поэтому родитель не может оценивать, насколько честным и равным является продвижении очереди для ее участников);
3) отображение у каждого ребёнка-льготника в очереди оснований для получения льготы;
4) отображение списка детей, попавших в детский сады микрорайона, в котором стоит ребёнок (что позволит исключить вариант выделения путевки «вне очереди»);
5) расклад очереди в детсады по возрастам и районам по типу того, как это сделано на сайте
3. Воплощение в жизнь решения Совета депутатов г. Новосибирска о возвращении помещений детских садов, используемых иными организациями, для эксплуатации их по прямому назначению.
В течение 2011 года это было сделано в отношении лишь восьми бывших детских садов, что говорит о недостаточно активной работе городской администрации в данном направлении.
4. Открытие филиалов детских садов на базе выкупленных муниципалитетом первых этажах жилых домов, сдающихся в эксплуатацию (новостроек).
Причем, механизм и цены выкупаемой жилплощади должны определяться еще на стадии оформления участков под строительство, что позволит заметно снизить расходы.
Данные мини-садики будут обслуживать жителей одного-двух домов. В то же время, статус филиала позволит упростить приведение их в соответствие с действующими нормативами в данной области (например, не придется оборудовать в каждом из них отдельный медкабинет или спортзал – по необходимости можно будет использовать помещения «головного» садика).
5. Одновременно с оценкой эффективности расходования выделенных средств, необходимо провести экономическое обоснование их достаточности.
Причем, сделать это публично, на общественных слушаниях. В число критериев для такого обоснования надо включить также:
- заработную плату персонала;
- расходы на текущий ремонт;
- расходы на материальное обеспечение процесса дошкольного образования.
И в случае, если администрация считает нынешние бюджетные затраты достаточными, встают два вопроса. Первый – почему мы сталкиваемся с хронической нехваткой специалистов, согласных работать за такую «достаточную» зарплату. И второй – почему практика постоянных сборов с родителей – «на ремонт», «на книжки, игрушки» и т.п. стала повсеместным явлением.
6. Необходимо ввести механизм компенсации детям старше 1,5 лет, не попавшим в детские сады, двух типов на выбор родителя:
а) при отказе от места в муниципальном саду - в размере средней платы за коммерческий детсад (на данный момент - около 15 т.р.) ;
б) при гарантии получения места в муниципальном саду в двухлетний срок - в размере бюджетных расходов всех уровней на ребёнка, посещающего детский сад (на данный момент - около 5 т.р.).
Это позволит многим молодым семьям заметно укрепить свое материальное положение и соответственно будет способствовать как повышению рождаемости, так и уменьшению числа нуждающихся в помощи органов соцзащиты.
Также необходимо введение механизма выплаты неустойки (в случае нарушении срока выделения места в детском саду тем, кто выбрал второй вариант) в размере разницы по выплатам между вторым и первым типом (на данный момент - 10 т.р. * 24 месяца = 240 т.р.), дополненный автоматическим переход на первый тип выплаты компенсаций. Это станет дополнительным стимулом для властей не затягивать с решением этого вопроса.
7. Последний пункт касается корректировки существующей областной программы по решению данной проблемы.
Она рассчитана на период до 2015 года. И вопреки названию, приведет (как это видно из ее целевых показателей) не столько к решению проблемы нехватки мест в детсадах, сколько – к замедлению роста очереди за путевками. А это, согласитесь, не одно и то же. В то же время, несколько месяцев назад губернатор В.А. Юрченко заявил о возможности обеспечить всех нуждающихся детей местом в детском саду уже к концу 2013 года. Нам бы хотелось, чтобы эти слова губернатора не остались просто словами, а нашли воплощение в новой, более эффективной (по сравнению с существующей) программе. При этом, важно, чтобы цифра заложенные в эту программу, особенно в части определения собственно числа нуждающихся были обоснованы. Поскольку, до сих пор по этому вопросу у чиновников и представителей общественных организаций существовали серьезные разночтения.
Подводя итог, хотим заметить, что выполнение первых шести пунктов предложенной нами программы заметно упростит реализацию итогового – седьмого, который должен разрешить существующую проблему в принципе. В сроки, указанные губернатором.
Движение РДДДО в течение апреля-мая 2012 года собирается устроить обстоятельную общественную дискуссию по каждому из предложенных пунктов данной программы. Пожалуйста, помогайте нам в этом!
Контакты координатора движения в Новосибирске Семёна Гунькина: