Ответить на комментарий
Борис Альтшулер проанализировал ответ Минобрнауки на письмо Совета ОП по ситуации с детскими садами
Чт, 25/08/2011 - 01:03Член Общественной палаты РФ, председатель РОО "Право ребенка", правозащитник Борис Альтшулер проанализировал ответ Минобрнауки на письмо Совета ОП по ситуации с детскими садами
Пресс-служба Общественной палаты РФ
Число детей России убывает, страна стареет: в 2003 г. было 31,180 млн. детей (21% населения страны), в 2010 г. – 25,981 млн. (18% населения). При этом число дошкольников в те же годы росло в среднем на 230 тыс. детей в год (9,068 млн. в 2003 г. и 10,904 млн. в 2010 г.)., что отчасти обусловлено введением в 2007 г. «материнского капитала», но главным образом – уменьшением уровня бедности в 2000-е в сравнении с катастрофическими 1990-ми годами в сочетании с тем фактом, что в 2000-е годы в детородный возраст вступило последнее демографически полноценное поколение, родившееся в 1980-е годы прошлого столетия. И это демографическое «эхо» доперестроечной эпохи стало для современной России настоящим «детским цунами»: очередь в детские сады достигла 2 миллионов детей и продолжает расти.
В начале июня с.г. состоялась встреча членов Общественной палаты РФ с представителями Движения РДДДО (Российским детям доступное дошкольное образование), пресс-центр ОП открыл горячую линию по теме очередей в детские сады. Результатом стало Обращение Совета ОП РФ к Президенту России от 16.06.2011.
В конце июля с.г. на это Обращение был получен ответ из Минобрнауки России, в котором сообщается, что предложения ОП РФ по устранению дефицита мест в ДОУ рассмотрены в соответствии с письмом, полученным из Администрации Президента РФ. Конкретно:
1. В части государственной поддержки строительства новых зданий ДОУ Министерство информирует, что в федеральных бюджетах 2011-2013 гг. запланировано выделение 9 миллиардов рублей на оснащение ДОУ в регионах – для тех субъектов РФ, в которых есть соответствующие региональные программы.
Комментарий: Строительство ДОУ для 2 миллионов очередников потребовало бы в 50 раз больших затрат. Указанные 9 миллиардов федеральных средств «на оснащение» имеют важный стимулирующий характер. Однако, очевидно, что одним только «пряником» невозможно заставить руководство субъектов РФ всерьез раскошелиться на ДОУ – в ущерб гораздо более важным для них спортивным и иным «увлечениям».
Предложение: Нужен серьезный «кнут», угроза отставки Главы региона за самый факт дефицита мест в ДОУ.
2. Также Министерство информирует о Поручениях Президента РФ и Правительства РФ июля 2011 г. об утверждении экономически эффективной типовой проектной документации зданий ДОУ и школ.
Комментарий: Данные поручения можно только приветствовать, поскольку в ряде регионов предпочитают строить новые ДОУ по сверхдорогим проектам. Однако, судя по полученному Ответу, эта федеральная типовая проектная документация будет носить рекомендательный характер, что недостаточно для преодоления коррупционной составляющей при строительстве новых ДОУ.
Предложение: Типовая проектная документация должна быть обязательной для использования.
3. По вопросу новых «уплотнительных» СанПиН Министерство в Ответе констатирует, что данные нормы утверждаются Роспотребнадзором, и сообщает, что Минобрнауки направляло свои предложения в Роспотребндзор.
Комментарий: Один из парадоксов «трех сосен» российской государственной машины состоит в том, что Роспотребнадзор НЕ ОБЯЗАН согласовывать утверждаемые им санитарные нормы ДОУ и школ с головной в сфере образования организацией страны – Минобрнауки России, также Роспотребнадзор не обязан учитывать исходящие от Минобрануки предложения.
Предложение: Правительству РФ изменить Регламент работы Роспотребнадзора, обязав его конструктивно взаимодействовать с Минобрнауки России при выработке СанПиНов образовательных учреждений. (То же в отношении Минздравсоцразвития и подотчетных ему учреждений).
4. Президент Российской Федерации не раз говорил о необходимости развития вариативных форм дошкольного образования и воспитания: привлечение в эту сферу некоммерческих инициатив и т.п. Эффективным инструментом использования бюджетных средств для поддержки социально-ориентированных НКО является система индивидуальных потребительских субсидий (полисов, сертификатов), при которой решение о выборе поставщика услуги – получателя бюджетной поддержки принимает конечный получатель услуги (родители ребенка, если речь идет о дошкольном образовании и уходе).
В Обращении к Президенту Совет ОП РФ призывает разработать и внедрить систему государственных сертификатов дошкольного образования, обеспеченных бюджетными средствами. В Ответе Минобрнауки высказывается позитивное отношение к данной инициативе и сообщается, что этот вопрос обсуждался при подготовке совместного заседания 27 декабря 2010 г. Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Комментарий: Судя по Ответу, никаких дальнейших управленческих решений по данному вопросу за прошедшие 8 месяцев не принималось.
Предложение: Правительству РФ поручить Минобранауки России разработать нормативную базу Государственного сертификата дошкольного образования и проект соответствующего Постановления Правительства РФ (добавлю, что аналогичные индивидуальные сертификаты необходимо внедрить в сфере дополнительного образования, спортивно-досуговой деятельности с детьми и молодежью).
5. О семейных воспитательных группах (СВГ) детского сада. Эта важная форма выпала из Обращения ОП РФ к Президенту и соответственно она не обсуждается в Ответе Минобрнауки России. Между тем такая форма дошкольного образования и ухода могла бы существенно увеличить возможности существующих ДОУ, не прибегая к пресловутому «уплотнению». Воспитатель СВГ становится надомным сотрудником ДОУ, которое снабжает свои СВГ централизованной кухней, обеспечивает доставку детей в ДОУ на общие лечебные, образовательные, развлекательные мероприятия и т.п. В 2010 г. в Минобрнауки России был разработан новый вариант Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором впервые включена нормативна база работы СВГ. В декабре 2010 г. данный проект был представлен на согласование в профильные министерства. И вот уже 8 месяцев Минздравсоцразвития регулярно возвращает этот проект с мелкими поправками, затягивая при этом установленные сроки рассмотрения. В конце июля с.г. Минобрнауки ЧЕТВЕРТЫЙ раз направило в Минздравсоцразвития на согласование проект Типового положения о ДОУ, в котором учтены предыдущие замечания ведомства-«конкурента».
Предложение: Правительству РФ утвердить Типовое положение о ДОУ, регламентирующее работу СВГ.
Разболтанность государственной машины, отсутствие эффективной координации различных звеньев и структур госаппарата, отсутствие необходимых государственных стандартов предоставления услуг и должной ответственности (включая отставку высших должностных лиц соответствующего уровня) за их неисполнение являются глубинными причинами многих «неразрешимых» проблем, поразивших страну. И еще более глубокой причиной неразрешимости различных проблем является безмолвность населения, отсутствие механизмов, обязывающих власти учитывать интересы населения подведомственной территории.