Ответить на комментарий
Дмитрий Медведев о проблемах дошкольного образования в Послании Федеральному собранию РФ 30.11.2010 (видео)
Ср, 08/12/2010 - 14:21
Источник:
Детская тема стала основной в послании президента Федеральному собранию. Дошкольников можно будет отдать в семейный детский сад или группу при школах. В школы не пустят педофилов и наркоманов, а качество работы учителей улучшится. За рождение третьего ребенка матерям дадут земельный участок, а на детское здравоохранение выделят 100 млрд рублей. Благотворителей избавят от налогов. А дети-инвалиды вольются в общество.
«Нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. И именно поэтому в нынешнем послании я уделю этой теме самое главное внимание», ― заявил во вторник Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев.
В первую очередь президент Дмитрий Медведев затронул тему дошкольного образования, отметив острую нехватку детских садов. «На начало года в очереди в детские сады стояло 1 млн 684 тысячи детей. В эту очередь записываются зачастую до рождения ребенка, и именно из-за нехватки детских садов молодые семьи часто откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком», ― посетовал президент. Для улучшения сложившейся ситуации он предложил реконструировать старые и строить новые детсады во всех регионах или предоставить под них соответствующие помещения. Президент подчеркнул, что «требования должны быть обосновываемыми и реализуемыми, они не должны быть избыточными».
Медведев предложил поддержать «вариативные формы дошкольного образования», в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детсадов.
В частности, он предложил рассмотреть возможность снижения для них арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество.
Для детей, которые не посещают детские сады, президент посоветовал создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.
В Госдуме считают, что поручение президента относительно увеличения мест в детских садах сложно, но выполнимо.
«Мы готовимся к Госсовету по проблеме поддержки семей и детей и в рамках этого обсуждаем вопросы дошкольного воспитания, ― сказал «Газете.Ru» глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин. ― Задача, которая поставлена президентом, ― чтобы в каждом субъекте были разработаны свои программы развития дошкольных учреждений ― вполне выполнима. Нужно заниматься их реконструкцией и возвращением переданных зданий в пользование другим организациям, которые сейчас используются нецелевым образом. Также нужно создавать группы дошколят там, где есть свободные помещения в школах. Над темой семейных детских садов мы сейчас работаем, и, может быть, потребуется это законодательно закрепить».
В школах говорят: непонятно, как собираются реализовывать идею дошкольных групп в учебных заведениях.
«Это уже было в истории московского образования, когда пытались вводить группы для дошколят. Есть два варианта такой ситуации, ― говорит заместитель директора по старшим и спецклассам школы № 57 Борис Давидович. ― Первый ― когда детей приводят в школу два раза в неделю на два с половиной ― три часа и проводят какие-то уроки. При этом от школы не требуется никаких специальных усилий для создания специальных условий. Второй вариант ― когда дети проводят в школе весь день. В этом случае необходимы спальные места, специальное питание, наличие специального штата воспитателей. Эта ситуация упирается в бытовые проблемы, потому что стандартные школы не оборудованы для малышей ― начиная от туалетов и заканчивая спальнями и столовыми. У малышей другие санитарные нормы. У них даже уроки должны длиться не 45, а 35 минут». «Стандартная школа ко второму варианту развития событий не готова», ― подытожил он.
Директор Федерального института развития образования Минобрнауки, академик Российской академии образования Александр Асмолов отметил важность того, что вообще зашел разговор о вариативности, особенно когда речь идет о дошкольном образовании.
«Когда несколько лет назад я ввел идею вариативного образования, все смотрели на меня как на сумасшедшего. Это программа развития ребенка, зависящая от его индивидуальных мотивов и установок, а не подгонка под унифицированные образовательные программы. Я считаю, что это сверхзначимый сигнал для системы образования России», ― сказал Асмолов «Газете.Ru».
«Одновременно хочу сказать о том, что я надеялся услышать в послании, но не услышал, ― добавил академик. ― Лет десять назад в ряде регионов России и прежде всего в Москве шел процесс уничтожения детских садов, особенно ведомственных. Сейчас мы пожинаем эти плоды, и президент говорит об этой проблеме на всю страну». Сейчас, по словам Асмолова, происходит не меньшая катастрофа: «Мы теряем учреждения начального профессионального образования ― ПТУ». По его мнению, в ближайшее время это приведет к росту преступности ― «и мы будем так же, как сегодня, возвращать дошкольные учреждения, возвращать ПТУ». «Прошлое послание президента было мощным стимулом в связи с программой «Наша новая школа». Сказать, что она реализовалась, было бы наивно, это не так. Но она задала очень важное политическое целеполагание и задала определенный стимул».