Ответить на комментарий
Губернатор НСО: "Чтобы освободить места в детских садах, надо детей раньше отдавать в школу"
Втр, 29/06/2010 - 18:31Насколько остро стоит сегодня эта проблема, объяснять никому, я думаю, не нужно. И слабым утешением для нас является то, что проблема эта актуальна не только для Новосибирской области, но и практически для всех регионов страны.
Я думаю, что реально очередь в детские сады сегодня составляет порядка 9-10 тысяч ребятишек. Понятно, что построить 10 тысяч мест очень непросто. Это время, и это деньги – 10 миллиардов рублей, по миллиону на каждого ребенка. Сегодня одно место в детском дошкольном учреждении по капитальным затратам, по строительству и оборудованию помещения обходится как раз где-то в миллион. Пустующих площадок столько тоже не найти.
Да, сейчас мы освобождаем помещения бывших детсадов: огромное количество типовых садиков до сих пор ещё используется не по прямому назначению. Частные школы, органы соцзащиты, рыночные, государственные структуры – сейчас освобождают помещения детских садов. Им предоставляем другие помещения, финансирование, чтобы они могли арендовать себе офисы в бизнес-центрах. И, думаю, процентов на 30 проблему очереди в детский сад можно решить за счёт этого ресурса.
В городе уже сейчас пустуют шесть таких бывших детских садов, но ремонт каждого после того, как в них много лет размещались арендаторы, стоит 40-50 миллионов. Сессия областного совета приняла решение, и 240 миллионов нам надо будет найти для этих целей. В будущем мы собираемся ввести норму, чтобы при строительстве новых микрорайонов непременно предусматривалось помещение под детский сад.
Понятно, что все эти меры – нужные, действенные, но… недостаточные. Проблему надо решать быстро, проблему надо решать срочно. И единственный выход, который я вижу, - перевести часть детей старшего возраста из детских садов в школьные помещения. Я убежден, быстро решить проблему можно, только если заинтересовать родителей перевести шестилеток досрочно в школу, сократив на год пребывание детей в детском садике.
Помните, в 80-е – 90-е годы был такой проект, когда в школах открывались специальные подготовительные классы для шестилеток – чтобы ребятишки заранее адаптировались к школьной жизни и школьной программе. Для дошколят создавались все условия. Одним из обязательных требований было, чтобы ребятишки днем спали, для чего на одном заводе даже изготавливали по заказу особые раскладные трехярусные кровати. Потом про этот проект забыли. Сейчас самое время вспомнить.
Создать такую систему в общеобразовательной школе возможно. Школы сегодня пустуют. Десять лет назад у нас в области было 200 тысяч школьников. Ни одна школа с тех пор не закрывалась, наоборот – построены новые. Сегодня у нас 110 тысяч учащихся. Высвободились помещения на 90 тысяч детей. Я недавно был в одной школе в центре огромного микрорайона на Кропоткина: типовое учебное заведение на 1000 мест, а учеников — 200 человек.
Убежден, это единственный резерв, который можно быстро ввести – с учетом огромных капитальных затрат на новое строительство и отсутствия времени. Потому что даже если сейчас взять кредиты и сказать: хорошо, выделяем на постройку детских садов миллиард, два миллиарда, три миллиарда — всё равно потребуется время: площадки освободить, подготовить проект. Это долго. А тут готовые помещения, с готовыми пищеблоками, с изолированным крылом, которое можно использовать, максимально приближенные к жилому микрорайону, полностью соответствующее всем СанПиНам (санитарным правилам и нормам). Единственное, пожалуй, сегодня несоответствие, которое, впрочем, легко устранить, – там потребуется сделать отдельный вход. Думаю, технически это не составит большой сложности.
Понятно, что заинтересовать школы в подобном «соседстве» не так просто. Но, полагаю, мы найдем стимулы. Например, СОШ, которая разместит у себя подготовительную группу из 20 человек (неважно, сама это сделает по нашей программе или отдаст в аренду какой-либо лицензированной негосударственной структуре), получает специальный бонус из бюджета области — предположим, 50 000 за одно место. Принял 20 человек — вот тебе миллион рублей. Принял 40 человек — уже два миллиона. Вместо того, чтобы держать площади просто так, непонятно для чего, организуй там пару комнат: одна игровая для занятий, вторая — спальная, заключи арендный договор. Для занятий с дошколятами можно использовать учителя физкультуры, музыкального работника...
Надо убедить родителей, что ребенок должен выпуститься из садика в пять лет, а не в шесть. А на последний год папа с мамой должны ему выбрать школу. Притом нужно задействовать в этом проекте самые лучшие школы, чтобы родители знали, что отдают своих детей в очень хорошую гимназию или лицей.
Необходимо развивать и систему частных детских садов. Бюджет готов за каждого ребенка платить около 40-50 тысяч в год. Плюс, я думаю, частный детсад получит оплату с родителей 4 - 5 тысяч за ребенка, это ещё 60 тысяч. 100 тысяч за каждого малыша – весьма рентабельный бизнес, и наверняка найдутся те, кто захочет этим заниматься.
И последнее. Больное место – это зарплата работников детских садов. Конечно, за 12 тысяч не может человек качественно работать. Надо эту сумму удвоить, утроить. Но увеличивать бюджетное финансирование далее уже невозможно. Не строительство, а только эксплуатация детских садов обходится бюджету сегодня почти в 2 миллиарда рублей!
Какие я вижу способы повысить зарплаты?
Во-первых, мне кажется, стоит подсократить штаты. Ну не нужно на одного ребенка столько специалистов. Да и не пойдет высококвалифицированный специалист работать за такую зарплату. При этом хорошо подготовленный, мотивированный, квалифицированный педагог с достойной зарплатой будет работать куда лучше, чем человек слабо образованный, случайный и низкооплачиваемый. И вообще, я призываю заведующих детских садов сделать работу не в две смены, а в одну, чтобы удвоить заработок своих сотрудников.
Во-вторых, мне кажется, можно немножко сократить время пребывания ребенка в детском саду. На самом деле предприятий с жестким графиком работы у нас буквально единицы, и обычно ребятишек приводят минимум на час позже открытия детского сада. Наконец, есть гибкие формы организации работы. Зачем приходить всем воспитателям к семи утра, если можно поставить одного дежурного на все группы.
Этой задачей нужно озаботиться уже теперь, потому что вопрос с кадрами неминуемо встанет, когда мы решим проблему с местами в детских садах – а я надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем.
Источник: