Ответить на комментарий
Кривое зеркало дошкольного образования
Втр, 18/02/2014 - 06:02Прошло уже два месяца с начала обсуждения проблемы яслей в Москве. Именно в декабре прошлого года стали доступны новые правила постановки детей на очередь, из которых прямо следовало, что записать ребенка младше 3 лет в сад не получится. Что в сухом отстатке на данный момент?
Департамент образования Москвы, его подразделения и Мосгордума выбрали тактику отрицания очевидного. Всем журналистам они упорно, смотря на белое, говорят «черное» и наоборот. В официальных ответах родителям стараются прямо ничего не писать. Но по сути все уже ясно. Кем-то спущено указание не признавать факт закрытия яслей, они и не признают. Наверное, будут в городе детсады, где ясельные группы останутся – в малонаселенных районах города, сохранивших хорошую садовскую инфраструктуру (они и будут предъявляться департаментом для отчетности), но в большинстве мест их не будет. В сентябре 2014 года у департамента будет задача «пристроить» всех трехлеток (точнее, детей 2011 г.р.), брать в сады планируют от 2 лет и 8 мес. Мария Цапенко (ДО Москвы) говорит, что из детсадов уйдет в этом году около 100 тысяч семилеток, а придет порядка 125 тысяч трехлеток, и уплотнять садики уже некуда. Поэтому свободные места в детсадах «придерживают» уже сейчас, а группу детей с временной регистрацией (в очереди около 45 тысяч детей от 0 до 7 лет) никто в сады в принципе пускать не собирается.
Этой проблемы не возникло бы, если бы чиновники выполняли свои собственные программы по ликвидации очередности. Еще в 2009 году было подсчитано, что надо три года строить в Москве по 100 детсадов в год, чтобы ликвидировать очередь. Из этих 300 садиков к концу 2011 года было введено 67 шт. или 18,9% от запланированного. Одна из причин – нехватка земельных участков, но при желании она решаема - были разработаны новые проекты, по которым детсаду уже не требовалось такой значительной территории, как мы привыкли, кроме того, небольшие детсады можно открывать не в отдельных зданиях, а на первых этажах жилых домов. Гораздо важнее оказались изъяны управленческой системы: "тендеры нередко выигрывали нерадивые подрядчики за счет очень большого снижения цены - до 30%, у которых потом не оказывалось средств, чтобы закончить работы" (цитата из "Российской газеты"). В любом случае, открытие новых детсадов требует значительных бюджетных средств, поэтому, в итоге власти пошли по "экономичному" варианту фактического исключения определенных групп детей из очереди.
Что лично мне кажется основными ошибками в политике властей Москвы? Прежде всего, надо наконец научиться думать на несколько лет вперед (проблема с садами не вчера появилась) и перестать держать людей за идиотов. Если по ТВ человек слышит от чиновников, что у нас ясли никуда не делись, а сам в это время получает ответы с прозрачными намеками на обратное, то понятно, что никакого доверия у него к этой власти больше не будет. А у него ведь есть родственники и друзья, которым он не раз расскажет о наболевшем. Во-вторых, нужно перестать носится с идеей, что у нас «детсад это для дошкольного образования», и признать, что это мощное средство социальной поддержки. Сейчас места получают дети по формальному признаку: возраст и наличие прописки. Есть ряд льготников, среди которых многодетные и матери-одиночки, но ясли таким теперь тоже не дают. В итоге, в муниципальном саду оказывается трехлетка из семьи с доходом в 100 тысяч руб., а 2-х летний ребенок матери-одиночки сидит дома, лишая ее возможности работать. Мы, кажется, только что слышали сто миллионов слов о профилактике социального сиротства? Уже забыли?
Нам в пример любят ставить опыт других стран. Да, мало где совсем маленьким детям государство в массовом порядке предоставляет деткие сады. Но! Во Франции, например, если доходы семьи с детьми составляют меньше прожиточного минимума, пособие выплачивается такое, чтобы этот прожиточный минимум обеспечить - в сочетании с предоставлением социального жилья, если жилья нет. В богатой Москве пособие после 1,5 лет равно 3200 рублей для малообеспеченных матерей-одиночек и в два раза меньше для остальных. Государственные детсады во Франции также предоставляются в первую очередь малообеспеченным, а остальные получают самые разные льготы и доплаты. Ходит ребенок в частный сад – вот тебе компенсация в зависимости от дохода. С бабушкой или няней сидит – тоже компенсация. Не 100% затрат, но какую-то часть.
Прописка же вообще кошмарный атавизм советской системы: казалось бы, что может быть логичнее для молодой семьи, как иметь возможность быстро поменять место жительства? Причин может быть миллион: кто-то из родителей нашел хорошую работу в другом регионе и хочет жить там вместе с семьей, старшего ребенка берут в "продвинутую" школу и удобно жить рядом, или, наоборот, болеет бабушка, и есть необходимость пожить поблизости несколько лет. Но сейчас невозможно беспроблемно переехать даже между Москвой и областью. Что это значит? Кто-то уйдет из московской социалки («понаехавшие» врачи тоже есть среди тех, кто не может отдать ребенка в детский сад), кто-то купит себе прописку, обеспечив доход чиновнику-коррупционеру. А кто-то подумал, что будет с московской экономикой, если из столицы сейчас дружно уедут все «понаехавшие», которых работает здесь то ли 2 миллиона, то ли 4?
И напоследок о мечте Гаврилова, чтобы «бабы до 3 лет с дитем дома сидели». Даже если представить себе, что таковых найдется немало, то судьба их незавидна. Наше государство изрядно увеличило пенсионный стаж, а на одного ребенка положено только 1,5 года пенсионного стажа. То есть, родив троих и просидев с каждым дома по 3-4 года, женщина теряет в общем стаже 4,5-7,5 лет. А на 4-го ребенка уже ни дня стажа не положено.
Формально, за женщиной на работе сохраняется место до достижения ребенком 3 лет, но на практике эта гарантия часто оказывается фикцией. Если работодателю кажется, что сотрудница потеряла квалификацию, то ему ничего не стоит перевести ее на неквалифицированную работу сразу после выхода или уволить через неделю. Ребенок, попавший в 3-3,5 года в сад, также как и ребенок более младшего возраста, требует адаптации, то есть еще несколько месяцев мать не сможет нормально работать. Раньше таким буфером были ясли, которые многие дети посещали нерегулярно, но зато успевали к саду переболеть десять раз и «вырастить» иммунитет. В итоге, женщина на 4 года выпадает из нормальной трудовой деятельности, и всем очевидно, что с нынешними темпами жизни ее диплом или опыт работы уже мало что стоит. А растить ребенка ей предстоит еще многие годы, помощь отца или родственников присутствует далеко не всегда.
Хотелось бы, чтобы чиновники наконец поняли: ребенку хорошо не просто с мамой, а с мамой, которая не боится оказаться за гранью нищеты и не чувствует, что из-за ребенка ей пришлось поставить крест на собственной реализации. Если ребенок для матери становится источником всех бед, ничего хорошего из этого не выйдет.
Ольга Казакова, РДДДО
Источники: