Ответить на комментарий
РДДДО призывает Владимира Путина не повышать плату за детсады
Втр, 18/12/2012 - 21:3418 декабря в 17 часов в Госдуме РФ состоялось голосование по поправкам к закону "Об образовании", касающимся оплаты за муниципальные детские сады. Депутат Олег Смолин внес предложение увеличить размер компенсации родителям за содержание ребенка в детсаду, но Госдума единогласно их отклонила. В итоге, в новом законе осталось то положение, которое появилось там внезапно в ходе первого чтения - теперь муниципалитет может устанавливать плату за детский сад по своему усмотрению, а компенсация родителям, как и раньше, будет составлять 20% за первого ребенка, 50% - за второго, 70% за третьего. В ныне действующем законе "Об образовании" верхняя планка оплаты за детсад составляет 20%, а многодетные платят 10%.
Это означает, что как только закон вступит в силу, муниципалитеты будут иметь возможность поднять плату за детсад сразу в несколько раз (до 5-15 тысяч в зависимости от региона). Законопроект предусматривает бесплатное посещение детсада для детей-инвалидов и детей-сирот, но очевидно, что подавляющее большинство детей к этим категориям не относится. С учетом того, что в России социальные пособия на детей после 1,5 лет носят символический характер, для огромного числа семей рост цен на детсад будет означать его недоступность, а один из родителей потеряет возможность работать.
РДДДО обращается к Президенту РФ с письмом, напоминая ему о многочисленных обещаниях по поводу поддержки семей с детьми. У Владимира Путина есть право не подписать законопроект, который угрожает доступу к дошкольному образованию многих российских детей, лишает семьи средств к существованию.
Обращение РДДДО к Владимиру Путину на сайте сбора подписей "Демократор":
Контакты для прессы:
1. Дружинин Кирилл +7 925 802 98 42 - эксперт комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации, координатор движения "РДДДО" по Московской области
2. Клачков Александр +7 983 362 14 91, координатор Движения "РДДДО" по Красноярскому краю
3. Сафонов Виктор +7 905 990 75 98, координатор Движения "РДДДО" по Томской области
Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
К январю 2013 года средний срок ожидания места в детском саду в стране, за исключением Москвы, составляет 2,5-3,5 года. Исключение составляют льготные категории граждан, которым предоставлено право внеочередного и первоочередного зачисления в детские сады (о них – ниже). За последние 6 лет ситуация с доступностью детских садов резко ухудшилась.
Детские сады страны посещает 5,5 млн. детей. Еще 5,5 млн. такой возможности не имеют. Не менее 300 млрд. рублей в год не поступают в бюджеты и фонды страны только с неполученных зарплат их матерей. Бόльшая часть муниципальных образований при комплектовании детских садов допускает нарушение Конституции и законов страны.
Оплачиваемый отпуск по уходу за малолетним ребенком длится 1,5 года. После этого мать может рассчитывать на пособие в 50-300 (в зависимости от региона) рублей в месяц (в Подмосковье – 1000-2000 рублей в месяц малоимущим).
Прожиточный минимум составляет 6000-10000 в месяц на человека.
Средняя месячная заработная плата в России в сентябре 2012 года составила 26437 рублей. Но в подавляющем большинстве российских городов и весей зарплата в 15000 рублей для молодых людей считается большой удачей. По данным Росстата, на грани, а то и за гранью нищеты сейчас находится 32% семей с двумя детьми и 58% многодетных семей. 19% детей относятся к классу бедноты. Среди детей до 7 лет этот показатель – около 2 млн. человек. По странному совпадению, именно в 2 млн. человек оценены официальные показатели очередей в детские сады…
Стоимость посещения частного детского сада, как правило, составляет от 10000 до 30000 рублей в месяц. Частные группы посещает 1,5% детей. Лишь в 15 регионах страны власти осуществляют незначительную финансовую или организационную поддержку таких групп.
Таким образом, устройство ребенка в дешевый – муниципальный – детский сад полного дня – это единственная возможность для матери трудоустроиться на полный рабочий день и содержать свою семью.
Однако гарантия общедоступности присмотра и ухода за детьми во время исполнения их родителями своих трудовых обязанностей в законодательстве нашего «социального государства» отсутствует. Следовательно, по мнению чиновников, государство не обязано ни обеспечивать полнодневное пребывание детей в детских садах, ни поддерживать частные детские сады и группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста и может это делать только в порядке доброй воли.
В различных регионах страны родительская плата за детский сад сейчас составляет от 500 до 2000 рублей в месяц (с учетом принятых муниципальных компенсаций семьям). Общая же стоимость присмотра и ухода за ребенком составляет от 6000 рублей в регионах Сибири и Центральной России до 10000-12000 в Подмосковье и 16000 рублей в Мурманске. В месяц.
В действующем законе «Об образовании» (статья 52.1) есть положение, которое ограничивает родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду 20% (для многодетных – 10%) от реальной стоимости этой услуги. В ряде регионов это значение не превышает 13%.
Вопреки логике общедоступности дошкольного образования Правительство России усиленно и успешно проталкивает исключение из законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» этого положения. Правда, такой учредитель получает право снижения платы за детский сад или вовсе не взимать ее «в определяемых им случаях и порядке». Трудно представить себе более туманную формулировку. Почему бы учредителю – например, муниципалитету – вовсе не снижать плату, ведь ему за это ничего не будет! Но в действительности трудно себе представить, откуда будут в такой ситуации поступать деньги на оплату содержания ребенка, если не из кармана родителей. Муниципальные чиновники будут рады избавиться от трат на детские сады, поступления из регионального бюджета не слишком велики.
Правительство в законопроекте выделило присмотр и уход за ребенком в отдельную категорию услуг. Это означает, что все прописанные в нем крайне туманные меры по обеспечению гарантии общедоступности дошкольного образования вовсе не означают гарантии общедоступности присмотра и ухода за ребенком в садике. Напротив: родители вместо нынешних 10-20% от стоимости услуг по присмотру и уходу за ребенком в садике теперь должны будут платить, судя по всему, 100%!
5 декабря председатель думского комитета по образованию А. Дегтярев (партия «Единая Россия») заверил родителей, что норма о предельном размере родительской платы в будущем законе сохранится. Однако 8 декабря Председатель Правительства Российской Федерации (и руководитель партии «Единая Россия») вместе со своим заместителем приняли участие в согласовательном совещании с депутатами Госдумы по законопроекту. В итоге консультаций поправка, восстанавливающая нынешнее положение закона о 20%-ном пределе родительской платы за посещение детского сада, из законопроекта была исключена.
18 декабря на рассмотрении Госдумой текста во втором чтении Дегтярев договорился до того, что установление предела родительской платы-де не отвечает запросам населения. Хотелось бы увидеть мешки писем от населения, доказывающие обратное.
Таким образом, мы будем платить за детский сад многократно больше. Не сразу, конечно, формула известна: сначала повышение в 2-3 раза, а затем «индексация» в 15%-20% (а то и больше) ежегодно: «повысились цены на ЖКХ», «подорожали продукты» и т.п. Мы это уже проходили.
Непонятно, как себе Ваше Правительство, в условиях предстоящей необходимости граждан платить 5-10 тысяч рублей в месяц за детский сад, представляет существование:
• неполных семей с детьми дошкольного возраста, где ежемесячный доход, в случае трудоустройства мамы, будет составлять не более 15000 рублей;
• семей с ипотекой, которая занимает половину ежемесячного совокупного дохода семьи до 30000 рублей;
• семей без собственного жилья, отдающим большую часть зарплаты за аренду квартиры при совокупном семейном доходе в 30000 рублей и менее;
• семей с двумя и более детьми дошкольного возраста при совокупном семейном доходе до 30000 рублей.
Еще менее понятно, каким образом в таких условиях может быть реализована Ваша мечта о том, чтобы семья с тремя детьми в России стала нормой.
Напомним Вам, уважаемый Владимир Владимирович, что показатель стоимости родительской платы за детский сад в прожиточном минимуме отсутствует.
У государства не нашлось 200 млрд. в год на содержание наших детей в детских садах, но есть триллионы на Олимпиаду, саммит АТЭС, чемпионат мира по футболу, а также на беспрецедентное воровство из бюджетов, которое достигает, по оценкам экспертов, 22% от их суммы, что признано Вашим предшественником на посту Президента. Как мы понимаем, у судей и сотрудников Следственного комитета, прокуратуры и полиции, чьи дети зачисляются в детские сады вне очереди или в первую очередь, не хватает ни времени, ни желания на то, чтобы прекратить это безобразие.
Детские сады полного дня воистину общедоступны для детей судей и прокуроров – тех, кто отказывается защищать право наших детей на посещение детского сада в Красноярском, Приморском, Краснодарском, Алтайском краях, Томской, Московской, Свердловской, Ленинградской, Новосибирской, Калужской, Тверской, Вологодской, Брянской, Курганской, Смоленской, Ростовской, Псковской, Кемеровской, Иркутской, Ярославской, Оренбургской, Челябинской областях, Республике Алтай, Республике Коми, Республике Марий-Эл, Ямало-Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО – Югре, Еврейской АО. Суды в этих регионах отказывают детям в праве на дошкольное образование, прикрываясь необходимостью соблюдать права очередников, а то и прямо признавая верховенство постановлений местной власти над Конституцией и законами страны. Прокуроры там отказываются защищать права детей обратившихся к ним родителей, отмахиваясь отписками. Статья 43 Конституции в этих регионах не действует!
Мы не понимаем, почему в условиях равенства права на образование «государевы люди», получающие огромную зарплату, но не защищающие права и интересы наших детей, могут рассчитывать на внеочередное или первоочередное зачисление своих детей в бесплатный государственный детский сад, а бόльшая часть граждан такого права не имеет и ждет места в детском саду годами. Их дети ничем не лучше наших детей!
Владимир Владимирович, Вы – на президентских выборах, а партия «Единая Россия» – на выборах думских не обещали нам повысить плату за детский сад в 5 раз. Мы не припомним, чтобы Вы, Правительство или депутаты вообще озвучивали эти планы.
В случае принятия законопроекта без положения о предельном – 20%-ном – размере родительской платы за детский сад будет прямо нарушено положение части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях», а также – косвенно – нормы Конвенции № 156 Международной организации труда, статьи 27 главы II Европейской социальной хартии.
Правительством Российской Федерации, председателем Комитета по образованию Госдумы в ходе согласования положений законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» немотивированно осуществляется покушение на ухудшение материального положения как минимум 33 миллионов граждан страны. Это приведет к нарушению положений статей 2, 7, 15, 17, 18, 19, 37, 38, 43, 55 Конституции России. Странно было бы предполагать, что это происходит «по просьбам населения». С другой стороны, государство собирается внезапно отказаться от своих социальных обязательств. Однако дефолт нашей стране не угрожает, по крайней мере, ни о чем подобном от Вас и Правительства мы не слышим. Следовательно, Правительство нашими и без того далеко не тугими кошельками решает какие-то свои другие, второстепенные для граждан задачи. Генеральная прокуратура безмолвствует.
В то же время мы знаем (и не нужно нас убеждать в обратном), что Ваше слово для Правительства и депутатов – закон.
Государство обязано проявлять заботу о наших детях и уважение к родителям. Да, забота о детях – в первую очередь обязанность их родителей, но естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, – многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. (Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 5-п от 15 мая 2006 года.)
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями части 2 статьи 80, части 1 статьи 82, пунктами «в» и «е» статьи 83, пунктами «г» и «д» статьи 84, части 2 статьи 85, статьи 90, части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации, требуем от Вас:
1. Отклонить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой Российской Федерации и одобренный Советом Федерации, в случае если в нем будет отсутствовать действующее положение части 2 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1: «Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат».
2. Принять все меры для восстановления и принятия в указанном законопроекте данного положения.
3. В случае принятия и одобрения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» без указанной нормы обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного закона не соответствующим Конституции и приостановить его действие вплоть до принятия соответствующего судебного постановления о приведении его в соответствие с положением части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации.
4. Разработать и издать Указ Президента Российской Федерации об обеспечении государственной гарантии общедоступности безопасного присмотра и ухода за ребенком дошкольного возраста в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях на время исполнения его родителями своих трудовых обязанностей, в том числе частичного государственного финансирования такой услуги.
5. Внести в Государственную Думу Российской Федерации поправки к законам Российской Федерации, отменяющие право внеочередного и первоочередного зачисления в муниципальные и государственные дошкольные организации детей судей, прокуроров, действующих сотрудников полиции, правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Следственного комитета Российской Федерации, военнослужащих по контракту.
6. Внести в Государственную Думу Российской Федерации поправки к законам Российской Федерации, устанавливающие право первоочередного зачисления в муниципальные и государственные дошкольные организации детям из семей с тяжелым материальным положением и детям работников с семейными обязанностями*.
Подпишите это обращение на сайте "Демократор":
Распространение информации крайне приветствуется! Этот материал на сайте движения: http://rdddo.ru/novosti/1078
Контакты для прессы:
1. Дружинин Кирилл +7 925 802 98 42 - эксперт комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации, координатор движения "РДДДО" по Московской области
2. Клачков Александр +7 983 362 14 91, координатор Движения "РДДДО" по Красноярскому краю
3. Сафонов Виктор +7 905 990 75 98, координатор Движения "РДДДО" по Томской области
_________________________
*Работниками с семейными обязанностями, согласно Конвенции № 156 Международной организации труда, подписанной Российской Федерации, признаются трудящиеся мужчины и женщины, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности. Проще говоря, все мамы с маленькими детьми - работники с семейными обязанностями, и все они имеют право на восьмичасовой рабочий день. В силу части 1 статьи 3 Конвенции для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики Российской Федерации заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или ЖЕЛАЮТ ВЫПОЛНЯТЬ оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности.