НАШИ ЦЕЛИ и ТРЕБОВАНИЯ1. Создание необходимого количества мест в детских садах. Строительство и реконструкция.
Строительство осуществлять по типовым экономичным проектам по фиксированной стоимости с учетом опыта регионов (в Свердловской области на такой проект уже заложили бюджетные средства (Постановление № 894-ПП от 09.06.2010 г., глава 6))
Выкуп бюджетом в собственность муниципалитета квартир на первых этажах жилых домов: муниципальные «мини-сады». С 01 октября 2010 г. (вместе с изменениями от 20.12.2010 г.) вступили в силу новые СанПиНы (Постановление от 22.07.2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10»), где изменены требования к дошкольным учреждениям. Так, к примеру, для семейных дошкольных групп и для иных подобных им видам дошкольных организаций независимо от форм собственности, перечислен минимальный набор помещений, а для организации прогулок могут быть использованы территории скверов, парков, а также прилегающих к зданию дворовых территорий (раздел XI нового СанПиНа).
Таким образом, на сегодняшний день законодательно-нормативная база позволяет выполнить следующее. Сначала бюджетом осуществляется выкуп квартир на первых этажах жилых домов под «мини-сад» (на одну-две группы). Далее «мини-сад» административно прикрепляется к ближайшему МДОУ (становится структурным подразделением МДОУ) и работает как отдельная групповая ячейка. Такие работы как стирка белья, приготовление пищи, организация праздников, осуществление целевых мероприятий, предусмотренных программой дошкольного образования, производятся в головном МДОУ. Все работники, в том числе узкие специалисты, трудоустроены также в головном МДОУ.
Данное решение может быть использовано только в тех случаях, когда в данном микрорайоне невозможно вернуть здание бывшего детсада для использования по прямому назначению или построить новое.
Возврат бывших детских садов. Осуществить целенаправленный возврат зданий бывших детских садов в систему дошкольного образования.
2. Социальная поддержка родителей, чьим детям не дали место в дошкольном учреждении.Сегодня равноправие в получении бесплатного дошкольного образования в отношении многих маленьких граждан России нарушено.
На сегодняшний день на каждого ребенка, посещающего муниципальное дошкольное образовательное учреждение, из бюджета тратится до 8000 рублей в месяц (по некоторым данным СМИ цифра доходит до 18000-20000 рублей
http://news.webmoskva.ru/polit/3980301). А на детей, не попавших в детский сад, бюджетные деньги не выделяются (за исключением немногих регионов).
В условиях рыночной экономики в России стали развиваться различные формы частных дошкольных учреждений. Этим самым частично снимается вопрос предоставления дошкольного образования как такового, но остается нарушение 43 статьи Конституции РФ – бесплатность дошкольного образования.
2.1. Образовательный сертификат. Мы предлагаем обеспечить гарантированное Конституцией РФ бесплатное дошкольное образование через выдачу сертификата на оплату услуг по дошкольному образованию за счет бюджетных средств каждому ребенку. При этом в стоимость сертификата необходимо заложить не только стоимость образовательной услуги, но и воспитания, ухода, присмотра и содержания места в ДОУ, с последующей ежегодной индексацией: процесс воспитания, присмотра и ухода неразрывно связан с образовательным процессом и не отделим от него.
Размер родительской платы, чьи дети посещают муниципальное ДОУ не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (п. 2 ст. 52.1 Закона «Об образовании»). Таким образом, стоимость сертификата должна быть не менее 80% от средней по муниципалитету платы за пребывание ребенка на полный день в негосударственном дошкольном учреждении: многие семьи, не получая мест в МДОУ из-за их отсутствия, вынуждены отдавать детей в частные детсады.
Распоряжение средствами по данному сертификату может осуществляться в любом дошкольном учреждении, вне зависимости от типа собственности (частная, государственная, муниципальная) и формы дошкольного учреждения (дошкольное образовательное учреждение, досуговый центр, центр доверительного семейного воспитания и т.д.) по выбору родителя.
Подобные механизмы финансирования не являются новшеством для нашей страны. Примеров достаточно: распоряжение средствами материнского капитала; применение родовых сертификатов, программа переселения «Север-Юг», программа утилизации старых автомобилей; возмещение транспортным организациям расходов на предоставление услуг общественного транспорта гражданам (в основном пенсионерам) по единым социальным картам; оказание частными клиниками медицинских услуг по полису медицинского обязательного страхования и др. Почему бы эту схему не применить и в дошкольном образовании?
У механизма оплаты дошкольного образования по сертификату есть следующие плюсы:
• социальная поддержка семьи;
• целевое расходование средств;
• предоставление выбора родителям (при госзаказе выбора у родителей нет), что повышает качество предоставляемой услуги;
• уменьшение уровня безработицы (один из родителей получает возможность трудоустройства, создание новых рабочих мест в частных садах);
• поддержка малого предпринимательства.
2.2. Денежная компенсация родителю (законному представителю) должна выплачиваться до момента предоставления ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении либо выдачи “образовательного сертификата”, т.е. эту меру должно рассматривать исключительно как временную, на период введения мест в МДОУ до их необходимого количества. Алгоритм исчисления размера компенсаций должен быть аналогичным алгоритму исчисления стоимости сертификата.
3. Прекращение уплотнения в детских садах. Соблюдение предельной наполняемости в группах (15 детей – в яслях; 20 детей – в остальных).20 декабря 2010 года внесли изменения в новые СанПиНы.
Главные изменения коснулись предельной наполняемости групп. Если ранее предельная наполняемость группы ограничивалась количеством человек и площадью и должна была составлять не более 20 человек, то теперь количество детей в группе будет зависеть ТОЛЬКО от площади игровой (2,5 кв.м/чел. – ясельный возраст, 2 кв.м/чел - остальные, в том числе и смешанные группы!). В эту площадь теперь включается и место, занятое мебелью.
Таким образом, к примеру, в группу, где игровая составляет 60 кв.м, официально можно набрать 30 человек. А большое количество детей в группе приводит к повышению заболеваемости и травматизма, переутомлению детей и, как следствие, к развитию неврозов, а также к увеличению нагрузки на воспитательский состав. При зарплатах работников детских садов на уровне прожиточного минимума это ещё более обострит кадровую проблему в дошкольных образовательных учреждениях.
Учитывая вышеизложенное, складывается ситуация, при которой качественное дошкольное образование не получают не только те дети, которые не попали в детский сад, но и те, кто получили место в дошкольном учреждении. Считаем такой подход к решению проблемы просто недопустимым!!! Мы не просто просим, мы требуем законодательно закрепить максимальную СПИСОЧНУЮ численность группы в 20 человек.
4. Достойные зарплаты работникам детских садов. Увеличить финансирование муниципальных и государственных детских садов. Очень низкие зарплаты работников МДОУ - причина оттока квалифицированных кадров и отсутствие желающих обучаться профессии воспитателя, а плохое материально-техническое обеспечение не позволяет предоставлять полноценное качественное дошкольное образование.
5. Пересмотр льготников на федеральном уровне. Внести в список федеральных льготников на внеочередное получение места в МДОУ детей матерей-одиночек и детей из семей “социального риска” (т.н. “неблагополучных семей”); Перечень льготников можно посмотреть здесь:
viewtopic.php?f=11&t=1126. Прозрачная очередь. Прозрачных очередей мы требуем только на местном уровне, каждый в своем городе.