Проект №3 письма по уплотнению в прокуратуру
Письмо РДДДО и родителей России, озабоченных уплотнением детсадовских групп от февраля 2011 года
Роспотребнадзор , какой?
Об уплотнении групп в детских садах
Заявление.
Родители России, общественное движение «Российским детям доступное дошкольное образование» (РДДДО), обеспокоены уплотнением групп в детских садах сверх допустимой наполняемости в 15-20 детей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 были утверждены «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2791-10.
Изменения 1 СанПиН 2.4.1.2660-10 исключили понятие «предельная наполняемость группы», тем самым возникло противоречие действующему Постановлению Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
Противоречие заключается в том, что новейшие изменения СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливают зависимость наполняемости группы только от групповой (игровой) площади, а пунктом 32 Постановления Правительства № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" зафиксирована предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрастной категории.
1. Юридическое обоснование
1.1. Считаем необходимым обратить внимание на то, что СанПиН 2.4.1.2660-10 не должен противоречить акту, имеющему более высокую по сравнению с ним юридическую силу – указанному постановлению Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" и другим нормативным постановлениям.
1.2. Согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно преамбуле федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 3 Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утв.постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554) государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:
планировке и застройке городских и сельских поселений;
продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;
потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;
пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;
продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;
организации питания населения;
водным объектам;
питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;
атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях;
почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок;
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;
жилым помещениям;
эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
условиям труда;
условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;
условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека;
условиям воспитания и обучения;
организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
санитарной охране территории Российской Федерации;
порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);
порядку осуществления производственного контроля; мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями;
организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.
Данный список исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит. Согласно этого списка санитарные правила не могут регулировать порядок комплектования дошкольных образовательных организаций, а могут лишь устанавливать единые требования к условиям воспитания и обучения при уже утвержденной предельной численности (единое требование) воспитанников ДОУ Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
1.3. Кроме этого, согласно Постановления от 21 Апреля 1993 г. N 88 Минтруда РФ "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли - сады, детские сады)" численность группового персонала определяется с учетом:
- предельной наполняемости групп детьми указанной в п. 1.3 Постановления
- продолжительности пребывания детей в группе;
- количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении) в неделю;
- нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).
Согласно п.1.3 Постановления от 21 Апреля 1993 г. N 88 Минтруда РФ "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли - сады, детские сады)" нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:
в возрасте до одного года - 10 детей;
в возрасте от одного года до трех лет - 15 детей;
в возрасте свыше трех лет - 20 детей.
При этом согласно ст. 2 федерального закона РФ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил. Разработка санитарных правил должна предусматривать установление оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов. В опубликованном изменении №1 к СанПиНу 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2791-10 таких оснований не указано, которые послужили основанием для упразднения отдельных пунктов по регулированию предельной численности детей в группах ДОУ, и возможности доукомплектовывать группы в зависимости от математической площади группы.
1.4. Согласно Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554) основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Увеличение количества детей в одной группе приводит к увеличению ряда заболеваний, травматизму, переутомлению и т.д.
2. Мнения специалистов.
2.1. Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
В ответ на обращения родителей по проблеме «уплотнения» Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в письме № ОЗ-ПГ-МОН-11299 от 11.10.2010 (письмо прилагается), отмечает:
«Следует отметить, что СанПиН 2.4.1.2660-10 разработаны с участием ученых-гигиенистов и при определении наполняемости групп учитывают особенности психического и физиологического развития детей дошкольного и школьного возраста. В частности, учитывается тот факт, что при превышении определенной СанПиНами наполняемости групп увеличиваются показатели заболеваемости детей. В условиях, когда подавляющее большинство детей дошкольного и школьного возраста (50-60% в среднем по Российской Федерации, до 70% в отдельных регионах) имеют вторую группу здоровья, то есть принадлежат к группе риска по состоянию здоровья, увеличение наполняемости групп ведет к увеличению количества хронических заболеваний у детей».
2.2. Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор, в Письме №01/18179-0-23 от 28.12.2010 «О результатах контрольно-надзорных мероприятий за детскими организациями в 2010 году» выражает обеспокоенность в связи с тем, что детские сады в России переполнены, а санитарно-эпидемиологическая обстановка в них неудовлетворительная и в то же время исключает из санитарных норм предельную наполняемость детсадовских групп, заменив на пропорциональное соотношение квадратуры площади групповой комнаты (игровой) к количеству зачисляемых детей.
…«Не построено за последние 3 года ни одного детского сада и не ведется строительство на данный момент в Тульской области, Астраханской, Магаданской областях; Республиках Ингушетия, Северная Осетия (Алания), Мордовия, Чувашия, Тыва; Приморском крае, Еврейской АО.
Все это приводит к переуплотнению в детских образовательных учреждениях и неудовлетворительной санитарно-эпидемиологической обстановке в них. В среднем по Российской Федерации процент укомплектованности дошкольных образовательных учреждений составляет -106,4%. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую на 40,2%, а в ряде регионов данные показатели в 2-3 раза выше.
Наибольшее число учреждений, в которых отмечается переуплотнение в Республике Башкортостан (85,3% учреждений), Ямало-Ненецком АО (77,9%), Курганской области (63,8%), Удмуртской Республике (61,7%), Томской области (53,4%) и др.»
Роспотребнадзор рекомендует, в числе прочего, обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в целях снижения напряженности с обеспечением детей местами в дошкольных организациях "при строгом соблюдении требований санитарного законодательства". И сам же Роспотребнадзор принимает решение в корне противоположное поставленным целям.
2.3. Мнение Общественной палаты РФ.
Мы солидарны с экспертами Общественной палаты РФ, 20.01.2011 указывающими на серьезные недостатки новых, от 20 декабря 2010 г., санитарно-эпидемиологических требований:
«Считаем, что данное Постановление является непродуманным, непроработанным, принятым поспешно и без проведения соответствующей экспертизы. В существующем виде Постановление позволит на законодательном уровне закрепить значительное ухудшение положение детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Помимо этого, данное Постановление также ухудшает положение сотрудников дошкольного учреждения. Так, исключенные из СанПиН пределы наполняемости групп и, как следствие, увеличение числа детей в группах, могут привести к ухудшению условий труда сотрудников дошкольных учреждений. Представляется целесообразным, чтобы подобные изменения, фактически представляющие из себя изменение трудового Договора, были предварительно согласованы с профсоюзом работников образования.
Возможно, столь поспешное принятие данного Постановление было вызвано необходимостью ликвидировать существующие очереди в дошкольные учреждения и повысить наполняемость детских садов за счет существующих внутренних резервов. На наш взгляд, такой примитивный подход к решению остро стоящей проблемы может привести к оттоку профессионалов из системы дошкольного образования и, как к следствие, к ее дискредитации и развалу в обозримой перспективе. Логично вытекающий из постановления Роспотребнадзора механизм ликвидации очередей в дошкольные учреждения сродни вырубке яблонь для сбора рекордного урожая в текущем году.
Помимо прочего, внесенные в СаНПиН изменения вступают в прямое противоречие с действующим Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении". Противоречие заключается в том, что пунктом 32 Постановления Правительства зафиксирована предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрасту, а новейшие изменения СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливают зависимость наполняемости группы от групповой (игровой) площади. Кроме этого в действующие ДОУ набирается большее количество детей, чем предусмотрено проектной документаций для каждого ДОУ, не закреплено Уставом ДОУ. Изначально, каждое дошкольное учреждение при проектирование и строительстве рассчитано на определенное количество детей.
Считаем необходимым обратить внимание на то, что СанПиН 2.4.1.2660-10 не должен противоречить акту, имеющему более высокую по сравнению с ним юридическую силу – указанному постановлению Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
Изменения 1 СанПиН 2.4.1.2660-10 не включают понятие «предельная наполняемость группы», что, по сути, снимет ограничение на количество детей в группе и может привести к нарушению государственного образовательного стандарта, реализацию не в полном объеме образовательных программ и ухудшение качества их реализации.
Несомненно, проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях необходимо решать. Но решать ее надо не методами, которые могут привести к значительному ухудшению положения детей, посещающих дошкольные учреждения, к ухудшению условий труда сотрудников данных учреждений.
В связи с изложенным, просим приостановить действие Постановления № 164 от 20.12.2010 и направить его на доработку для приведения в соответствие с федеральным законодательством и соответствующими нормативными подзаконными актами».
2.4. Мнения других специалистов:
«Эти изменения приведут к тому, что средняя численность детей в одной группе детского сада возрастет до 35-40 человек. При этом увеличение количества педагогов в группе не предусмотрено. Эти меры повлекут за собой существенное ухудшение положения детей в детских садах и качества детского дошкольного образования. При таком количестве детей в одном помещении неминуемо увеличение распространения различных инфекционных заболеваний. Кроме того, педагог не сможет проявить индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, без которого качественное образование просто невозможно.
Вызывает особое возмущение п.9 указанного Постановления, которым исключается норма следующего содержания «Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют» При этом по новым правилам разрешается организация сна детей в групповых помещениях с использованием для этого складных кроватей трансформеров с жестким ложем (п.13 указанного Постановления). Очевидно, что использование подобных кроватей опасно для детей. Увеличение числа детей в группе приведет к переутомлению педагога, к снижению внимания и, как следствие, участится детский травматизм. Рост детского травматизма ведет за собой уголовную ответственность педагога.
Данное Постановление приведет к существенному ухудшению условий труда женщин. При использовании многоярусных кроватей педагог (а абсолютное большинство из них женщины) будет должен поднимать ребенка на второй ярус кровати. Средний вес ребенка от 12 до 18 килограммов. Это противоречит Нормам предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Правительства РФ от 06.02.93 № 105), где предельно допустимая масса нагрузки для женщин предусмотрена не более 10 кг. В соответствии с п.2 ст.253 ТК РФ запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
В тоже время, очевидно, что профессия воспитателя детского сада не может быть запрещена для женщин, да и мужчины не пойдут на столь низкооплачиваемую работу. Скорее всего, ухудшение условий труда педагогов детских дошкольных учреждений будет просто игнорироваться.
Таким образом, указанное Постановление является непродуманным, непроработанным, принятым поспешно и без проведения соответствующей экспертизы. Помимо этого, данное Постановление также ухудшает положение сотрудников дошкольного учреждения.
Не секрет, что труд педагога детского сада является низкооплачиваемым, и при таких условиях увеличение нагрузки на педагога практически вдвое может привести к оттоку профессионалов из системы дошкольного образования и, как следствие, к ее дискредитации и развалу в обозримой перспективе.
Мы убеждены, что принятие данного Постановления входит в прямое противоречие с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также нарушает п.2 ст.7 Конституции РФ в соответствии с которым, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а также п.1 ст.38 Конституции РФ, согласно которому детство находится под защитой государства»
Автор:Консорциум
http://www.wcons.org.ru/ru/news.php?typ ... ews_id=6103. Происходящее в регионах.
Внесенные изменения в СанПиН 2.4.1.2660-10 теперь позволяют юридическим лицам в сфере дошкольного образования нарушать Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", доукомплектовывать уже существующие группы дополнительным количеством детей. Так теперь, при наличии типового группового зала площадью не менее 50 кв.м., детей можно зачислить в группу ДОУ в соответствии с изменениями к СанПин, - 25 и более человек, то есть увеличить на 25%, что противоречить Постановлению Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", которым установлена предельная численность детей в самой старшей группе – не более 20 детей.
Данная практика уже проявляется в ряде регионов страны:
3.1. «Красноярск. Очередь в детские сады края станет заметно меньше.
Упрощение санитарных норм поможет создать дополнительно 11 тысяч мест. По словам заместителя министра экономики края М.Бершадского, 6 тысяч мест появятся за счет строительства и реконструкции старых садов, еще 5 тысяч мест - дополнительные группы в уже существующих. М.Бершадский: "Изменение санитарных норм позволяет увеличить этажность детских садиков"."Радио России. Красноярск", 09.02.2011»
3.2 «МОСКВА, 16 июн - РИА Новости. Власти Москвы предлагают увеличить на четверть число детей в группах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и таким образом бороться с очередями в детсадах, говорится в проекте постановления правительства Москвы "О внеочередных мерах по ликвидации очередности в государственные дошкольные образовательные учреждения системы департамента образования города Москвы в 2010-2011 годах… "Департаменту образования города Москвы разрешить в 2010-2011 годах по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переукомплектование групп в ДОУ, расположенных в районах с очередностью в детские сады, до 25% сверх норм, установленных "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", при наличии необходимых условий для организации воспитательного процесса", - отмечается в материалах».
http://www.rian.ru/moscow/20100616/246935304.html3.3. Свердловская область, областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы».
«Мишарин внес позитивные изменения в СанПиН для детсадов: отменены ограничения на этажность помещений и наполняемость групп 13:13 | 27.12.2010 «Губернатор Свердловской области Александр Мишарин принял конструктивное участие в подготовке дополнений в новые санитарно-эпидемиологические требования к работе дошкольных учреждений — Роспотребнадзор поблагодарил главу региона за внесенные в СанПин дополнения. Так, по инициативе руководства Свердловской области в новых правилах отменяется ограничение предельной наполняемости групп: ранее в группе не могло быть более 20 воспитанников. Теперь предельная наполняемость групп определяется исключительно площадью помещений».
«Как сообщает департамент информполитики губернатора, данные предложения были внесены Александром Мишариным не случайно: в 2009 году дефицит мест в детских садах Свердловской области составлял почти 53 тысячи мест. Как известно, руководство области реализует программу по устранению нехватки мест в дошкольных учреждениях, которая предусматривает строительство и реконструкцию детсадов, уплотнение групп, а также возврат ранее перепрофилированных зданий детских садов. Благодаря этим мерам в 2010 году в регионе ПОЯВИЛОСЬ 14 тысяч новых мест» © «Вечерние Ведомости»
http://veved.ru/news/3354-misharin-vnes ... grupp.htmlВсе вышеперечисленное вызывает недоумение, почему «Роспотребнадзор поблагодарил главу региона за внесенные в СанПин дополнения». Губернатор Мишарин А.С., железнодорожник по специальности, изменяет санитарные нормы, без комплексного исследования и мониторинга! И не случайно, а из-за дефицита мест в детских садах!
В Свердловской области еще в июне 2010года, в нарушении санитарных норм постановлением Правительства Свердловской области от _09.06.2010 № 894-ПП утверждена областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы». По этой Программе первым направлением достижения требуемого количества мест в дошкольных образовательных учреждениях выбрано: «регулирование предельной численности детей в дошкольных образовательных учреждениях (дополнительного приема детей в группы».
« Основным мероприятием направления является увеличение предельной численности детей в дошкольных образовательных учреждениях путем дополнительного приема детей в группы и доведения их численности до нормативов, установленных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Общее количество дополнительно введенных мест составит 13 064 единицы».
Такая тенденция наметилась практически во всех регионах страны.
В связи с изложенным, просим Постановление № 164 от 20.12.2010 года в части исключения ранее установленных пунктов, контролирующих предельную наполняемость групп дошкольных учреждений, признать противоречащим п.2 ст. 55 Конституции РФ, п.32 Постановления Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Просим предоставить для ознакомления мониторинг, экспертное заключение специалистов, послужившие основанием для внесения из